Видех на мрежи једну интересантну илустрацију бога Велеса. Мислим да је ово пригодна тема.
Свети Влас (Блаж, Влахо) Севастијски
В начале IV века, когда Римом правил император Диоклетиан, в городе Севастии Малой Армении жил врач (љекар) по имени Власий. Горожане уважали его, многие знали его с детства и видели, каким хорошим человеком он стал. Когда пришло время выбирать епископа, все проголосовали за святого Власия. Принять сан было не столько почетно, сколько опасно.
Диоклетиан, а затем и его преемник Ликиний, ненавидели христиан и всячески их преследовали. Севастийский епископ переживал за каждого, кто страдал за веру во Христа, посещал заключенных в тюрьмах. Ситуация обострилась настолько, что святой Власий сам был вынужден скрыться. Он ушел из города и нашел приют в горах в одной из пещер.
Там в уединении он на некоторое время обрел мир и спокойствие. Однажды у входа в пещеру он увидел волка, у зверя в боку зияла большая рана, вся шерсть была бурой от запекшейся крови. Волк посмотрел на святого и упал без сил у его ног. Святой Власий промыл рану и закрыл ее повязкой. Затем он удалился на молитву. На следующий день он увидел, что волк поднялся на ноги и как будто ждет его. Сняв повязку, святой Власий увидел, что рана затянулась. Волк положил голову на колени спасшего его человека, постоял немного, а потом встрепенулся и убежал. После этого разные звери стали каждый день приходить к убежищу святого Власия, и он всех лечил.
Святой Власий почитается в православной (память 11 февраля по юлианскому календарю) и католической (память 3 февраля) церквях.
Мощи святого находились в
Севастии, но во времена иконоборчества в 732 году были перенесены в итальянский город
Маратею, святым покровителем которого Власий считается до сих пор. Оттуда частицы мощей Власия были перенесены во многие храмы в разных странах Европы.
Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике, здесь в честь него сооружён храм,
где находится голова святого. По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов.
В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен
князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. Храм просуществовал до 16 века, сейчас на его месте находится Введенская церковь, один из престолов которой освящен в честь Власия Севастийского. В
Москве на Арбате в 17 веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе.
В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия Севастийского, позже запечатленная на картине Н. К. Рериха.
В католической традиции Святой Власий относится к четырнадцати святым помощникам. Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления пищей (впервые эти представления зафиксированы
в VI веке в Византии). Также Власий считается
покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.У Јерменији и Византији, у Италији и у Дубровнику те потом највише власима расширен култ св. Власа ( по Приморју и Бугарској) добива свој народни облик и сеже и до Руси где га "крсте" именом "Волос". Ту га свештенство, мало знано с легендом о Власију, доживљава као "скотијега идола".
По свему судећи у Прасловена није било никакога бога Велеса, но је он реконструиран чисто на лику св. Власа, који је у рану Рус продро под именом Волос. Што више Велес је реконструиран из пуке побуде приближити словенску митологију балтијској, где постоји лик велњ (velnias) ( означава демона, упира, мрака) које тамани Перкун (Perkunas). Назив Велес није могао постојати ни по законитостима језика. Митолози нажалост често нису вични језиконауку. Да би приближили старо веровање Словена балтијскому није било потребно посезати за реконструкцијама и измишљањима, него је и по облику речи и по смислу с речју velnias сродна реч вила, која и означава немирну осветничку душу, која може напакостити човеку.