Свашта нешто занимљиво се може прочитати!
http://www.kroraina.com/slav/loma_etnogenez.htm
Неки славистички аспекти српске етногенезе
(Some Slavistic aspects of the Serbian ethnogenesis)
Александар Лома
14. Најстарија српско-лужичка изоглоса
15. Јужнословенско—западнословенске изонимије
16. Бојки и Бојми
Лома пише:
Наиме, источнословенске Србе бележи још један аутор, Порфирогенитов савременик. Реч je о арапском писцу Масудију (Al Mas'ūdi) који међу словенским племенима наводи народ по имену Surbīn,
противстављајући га осталим Словенима који га се, по његовим речима, боје;
то не могу бити ни полапски ни балкански Срби, јер поменути народ
Масуди изричито лоцира на исток и приписује му сасвим егзотичне паганске обичаје, које пореди са индијским...У свом збиру ове индиције чине доста убедљивом претпоставку да je још у IX—X веку негде на словенском истоку постојало снажно племе или, пре, племенски савез Срба, чији се један део раније одселио у Полабље.
Све што сам подвукао у Ломином штиву је нетачно из следећих разлога: Лома тврди да их Ал Масуди полаже на исток. Из дела Ал Масудија то није видљиво. Ради се о дјелу Мурудж аз-захаб ва ма'адин ал-джаухар. Ал-Мас'уди се родио 893 и 896гг. у Багдаду, једном из најкрупнијих градова тадашњега Старога Света, центру културнога и политичкога живота мусулманскога света. Около 915г., т. е. будући јоште савсем млад чловек, сачинитељ креће путовати по белу свету, движим племенитим стремљењем к упознању окружајућега света. «Славяне разделяются на многие народы; некоторые из них суть христиане, между ними находятся также язычники, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Булгар. Большая часть их племен суть язычники, которые сожигают своих мертвецов и поклоняются им. Они имеют многие города, также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске»...
Некоторое из них исповедуют христианскую веру по Якобитскому толку, некоторые же не имеют писания, не повинуются законам; они язычники и ничего не знают о законах.
Из этих племен одно имело прежде в древности власть, его царя звали Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо власть была у него и прочие цари ему повиновались. Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Ванджслава. Затем племя, называемое Бамджин, а царь называется Азана; это племя самое храброе между Славянами и самое искусное в наездничестве. Еще племя, называемое Манабан, а царь называется Занбир. Затем племя, называемое
Сарбин; это славянское племя
грозно своим противникам по причинам, упоминания коих было бы длинно, по качествам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствию у них закона, которому они бы повиновались.
Затем идет племя, именуемое Марава;
затем племя, называемое Харватин; затем племя, называемое Сасин и племя, по имени Хашанин; затем племя, по имени Баранджабин. Названные нами имена некоторых царей этих племен суть имена известные для их царей.
Упомянутое нами племя под именем
Сарбин сжигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава; они сжигают также его вьючный скот. У них есть обычаи, подобные обычаям Инда; мы уже об этом отчасти упомянули выше в этом сочинении, при описании горы Кабха и страны хазарской, когда мы говорили, что в хазарской стране находятся Славяне и Русы, и что они сжигают себя на кострах. Это славянское племя (Руси) и другие примыкают к востоку и простираются на запад. Первый из славянских царей есть царь Дира ( В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано: «А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Аскалдъ, а дроугому
Дир, а третьему Рюрик…»), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства (Киев) с разного рода товарами.
Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом[18], Ифранджем[19], Нукабардом и с другими народами, но войны эти нерешительны. Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. Это племя красивейшее из Славян лицем, большее них числом и храбрейшее из них силой. Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и распределение родов.
Как се види из садержања ове главе, ал-Масуди описује у основном западна словенска племена. Он помиње по географском реду западнословенска племена Валинана, Астабрана, Дулаба, Бамджин, Манабан, Сарбин, Марава, Харватин, Хашанин, Баранджабин, из којих је само део јасно препознат. Осем тога, он јоште помиње племе Сасин. Научници сматрају, да ал-Масуди грешком прибраја Сасе, који долазе одмах после Сарбин к Словенима. Дакле ради се о времену 9. века и племену Срби који се налазе у изравној близини с Морављанима и Хрватима, односно предцима лужичких Срба поред којих су и Саси.